Контакты

"владимирская русь" персональная фотовыставка бориса пучкова. Когда увлекся фотографией всерьез

Ещё в начале года планировала серию интервью с коллегами. Первый текст был посвящён редактору журнала «Борщ» С учётом того, что Ковров по праву можно называть «кузница кадров» для СМИ всего региона, посчитала уместным рассказать и о ребятах, которые работают в других городах области. Один из тех, с кем довелось сотрудничать - Борис Пучков, журналист и телеведущий канала «Губерния-33».

Когда твоя профессия – не «от звонка до звонка», а стезя, это неизбежно влияет на характер. Люди, по-настоящему увлечённые своим делом, нередко замкнуты и ревнивы по отношению к коллегам.

С этим приходилось сталкиваться в общении с врачами, учителями, учёными, спортсменами. И, конечно же, в полной мере это относится к журналистскому сообществу. Но знаете, что? Не вижу в этом беды.

Если в редакции поутру обсуждают только любимых кошечек, вряд ли такое СМИ выдаёт качественный контент. Моё субъективное мнение, но основано на личном опыте.

Однако работать в стопроцентном «серпентарии единомышленников» нелегко. Поэтому так ценны редкие, чтобы не сказать, уникальные случаи так называемых «светлых журналистов».

Лёгкие, дружелюбные, люди-громоотводы. Они не загружают, с ними душой отдыхаешь. И всегда можешь рассчитывать на профессиональную помощь. Чей-то номер мобильного, справку о событии, да мало ли что…Именно таким уникумом считаю телеведущего Бориса Пучкова.

Если делать словесный портрет, первое, что хочется сказать – «гагаринская улыбка». Да, штамп, но это абсолютная правда: так улыбаться как Боря, пожалуй, не может никто из знакомых мне коллег.

При этом, в моменты концентрации, работы над материалом (а ведь его специализация – криминальные темы), черты лица обостряются, он словно обращается в слух, лёгкий прищур глаз, в общем – вот сейчас его лучше не беспокоить.

Очень трудно понять, сколько ему лет. Просто парень без возраста. Меж тем, Борису 41. И узнала об этом именно из беседы, в ходе подготовки данного текста. Ещё узнала, что мы с Борей коллеги вдвойне. Оба по диплому педагоги.И оба убеждены, что журфаковский диплом – это не гарантия, что из тебя непременно получится профи экстра-класса.Но если говорить о статусе, то тут всё чётко: тележурналист. Не писатель, не блогер, не стрингер.

В соцсети целенаправленно ушел от профессии… Должна же быть отдушина какая-то… – поделился Боря. - Поскольку я больше работаю с криминалом и прочей чрезвычайщиной, хочется вне работы чего-то лёгкого. Это как глоток свежего воздуха. Да, фотография – это моё хобби. Для кого-то рыбалка, для кого-то охота, для меня - фотография.Других увлечений нет, поскольку нет времени.

- Твои фото – это, в основном, пейзажи…

Да, мне говорят, что фотографии людей не люблю… Даже городские виды безлюдные. Не знаю, специально не делаю, просто получается. Иногда фотографирую и людей, знакомых, но редко, что выкладываю в сеть.

На вопрос, что бы он предпринял, если бы предложили отдых дня на три с неограниченным бюджетом, Боря рассмеялся и задумался:

Возможно, сбежал бы на Алтай… В дремучую местность, где звезды, горы и горные реки… И фотоаппарат прихватил…

Неизбежное следствие обаяния Бориса – успех у прекрасного пола. Если чуть ближе узнать его, понимаешь: просто хорошие манеры. Сейчас редки мужчины, которые в курсе, что даму следует пропустить перед собой, подхватить у неё шубку, руку подать. Среди СМИшников это нередко на грани хамства. Женщины-журналистки, думаю, сами виноваты, заигрались в эмансипе. Что бы все мы без таких как Боря делали!

Но, к сведению молоденьких корреспонденток, сердце Бориса Пучкова занято. И он к союзу мужчины и женщины серьёзно относится:

Настоящая семья не может мешать профессии. Если мешает, значит, просто человек с профессией ошибся.

- А ты не ошибся?

Н-да… Мне уже за 30 было, когда в профессию пришёл. По меркам журналистики - дед. На «ГТРК Вести-Владимир» ребята поначалу думали, что корреспондентом пришел работать, чтобы изнутри узнать специфику работы. На тот момент я ведь писал детективы. Все ирешили: собираю материал для книги. Эдакий владимирский Артур Хэйли. Потом уже поняли, да и сам я понял - это всё не шутки, остался…

- В тележурналистике важно не только, что говоришь, но и как выглядишь в кадре. Работаешь над имиджем?

Не думаю, что тележурналисту стоит так уж заморачиваться. Сам я об этом впервые задумался, когда стал ведущим на телеканале «Губерния 33». Хотя в системе «заниматься собой» могу лишь спорадически, время от времени. У журналистов всё на бегу…

Кумиров нет, но есть те, кто нравится, как профи. Владимир Соловьев - телеведущий, Леонид Парфенов, Киселев с «России»… Вот, не так давно смотрю Юру Дудя, нравится его манера, интересные получаются интервью.

Ну, уж если прозвучала фамилия «Дудь», получи его коронный вопрос. Про деньги!

- Для тебя важно, сколько ты зарабатываешь?

Наше общество изначально задумано, как материальное. Без денег мы ничего не можем. Но и зацикливаться на них считаю неверно. Зарабатывать можно везде. Просто надо уметь и мочь.

Какое завершение карьеры бы считал триумфальным? Или нет! Допускаешь ли ты момент, когда скажешь: я добился всего, поэтому - «устал, ухожу»?

Работа тележурналиста радует непредсказуемостью. С этим сталкиваюсь регулярно. Адреналин… Я бы хотел сделать какой-нибудь проект. Возможно он был бы о фото и про фото… Много людей сейчас занимается фотографией. Мне бы хотелось заглянуть за ширму и посмотреть, что там, внутри? Чем живут фотографы, как живут, чем занимаются, течения, тенденции, мода, и так далее… Проект… Международный…

Такой он, романтик и боец одновременно. Борис, как, впрочем, и я, убеждён, что журналистика - это болезнь.

Болезнь приятная и… неизличимая.

Фоторяд из личного архива Бориса Пучкова

Небольшой рассказ о замечательном поэте Владимире Пучкове придётся начать немного издалека… с бабушки.

Бабушка Владимира Сара Леви с семьёй бежала во время первой мировой войны из Бессарабии в Иваново, где подружилась с Бальмонтами. Последний Бальмонт умер у неё на руках, его застрелили грабители прямо на улице. В 20-е годы семью раскулачили, двухэтажный дом отобрали, поселили в лачуге. В конце 20-х Володина мама, Мария Александровна, влюбилась в парня, который умел играть на всех музыкальных инструментах. Бабушка была против их брака и сохраняла воинственную позицию, пока не подросли все внуки.

А внуков у неё было шесть. Двое маленькими, почти грудными, погибли от голода во время второй мировой войны. Двое родились до войны, когда отец быстро поднимался по партийной линии, и семья переехала в Москву. Отца в 39-м посадили, ненадолго, его пытались вербовать органы государственной безопасности в агенты. Отец сопротивлялся, совершая побеги: сначала в Ковров, затем в разрушенный Сталинград (1944 год), где и погибли маленькие дети, а сами родители и старшие чудом остались живы. Отец поменял тогда фамилию с Гедеминас на Пучков, соответственно поменял и документы всех членов семьи, чтобы уйти от погони коммунистов.

Володя родился в 1952 году. К тому времени семья Пучковых перебралась во Владимир, родители там устроились на работу в ДК и мальчик, к своему великому удовольствию рос среди деятелей культуры, книг, спектаклей, фильмов - не детство, а праздник.

Стихи начал писать забавным образом. Старшая сестрёнка увлеклась стихосложением, и смотреть, как она мучается в поисках рифмы, Володе было не под силу. Он сел и за день написал двадцать стихотворений с одной лишь целью - показать сестре, что сочинять стихи - проще простого. Сестра разорвала все свои исписанные тетради и перестала заниматься не своим делом.

А Володе в 12 лет захотелось писать прозу, которая казалась ему делом серьёзным и трудным по сравнению с лёгкостью стихосложения. Родители всячески поощряли детей заниматься творчеством. Семейный расклад был такой: папа заражал, например писательством, мама всячески поощряла. В такой поощряющей атмосфере Володя написал свою первую повесть в 300 страниц. И мальчик понял, что жизнь посвятит именно писательству. Ещё Володя рисовал.

С учёбой вышло так: не поступил в педагогический институт, пошёл в армию, после армии поступил в пединститут, был изгнан с первого курса за издевательства над преподавателем, комсомольским работником, совершенно не знающим своего предмета, и за то, что посмел принести в институт томик Гумилёва.

Владимир Пучков поехал в Москву, поступил в Литинститут и тут же его отчислили. Почему? Пошутил публично… Но всё же упорный юноша не отчаивался и на следующий год поступил снова в Литинститут, старался меньше шутить и окончил его с отличием. Хочел продолжать учёбу в аспирантуре, заниматься метафорой Пастернака. Но жизнь раскручивалась иначе. Работал в газете, на телевидении, дворником. Удалось издать три книги. Без приключений и с книгами не обошлось.

***
Вижу раскосый, прищуренный город,
Тяжесть соплодий крутых куполов!
Синяя Азия дремлет в повторах
Полупрозрачных твоих изразцов!

Вижу, растущий из всех подземелий
Каменный холм на зеленом холме!
Воздух сырых тростниковых свирелей
Держит пространство, как холод в уме!

Значит, кольцо заполярного круга
Вновь разломилось под тяжестью льда,
Стынет земля, побелев от испуга,
Ночь затекает в окно, как вода.

Но я люблю это время за то, что
В красном саду хорошеет зима,
Зреет душа и небесная почта
Длинные письма нам пишет сама.

Все в них двоится от зимнего света,
Строчку прочесть, словно небо вдохнуть,
Это скрижали иного завета,
Выход запасный, отложенный путь.

***
Мы спим в сердцевине пространства, в куске синевы,
В хрустальной чернильнице неба, в холодном огне,
И воздух, как пламя спиртовки, бежит из травы,
И ломкие тени танцуют на белой стене.

Еще мы не сбылись, еще нас напишет Господь,
В чернильницу неба макнув золотое перо,
И буквы прозрачны, как наша упрямая плоть,
И свиток земли – это косточка мира, ядро.

***
Когда колодки выбьют сходу,
И все быстрей за мигом миг,
Как равнодушный танкер в воду,
Во тьму сползает материк.

И весь присыпанный огнями
Иллюминации ночной,
Плывет он тихо, как в тумане,
К иному дню, к земле иной.

***
Когда взглянуло небо на меня,
Всё по пути ломая и калеча,
И страшный столп лилового огня
Из темноты рванулся мне на встречу,

Я увидал лицо твоё, гроза!
О, как оно торжественно и мрачно!
И замер я, рукой закрыв глаза.
Но в этот миг рука была прозрачна.

***
Поблескивает растворенная в воздухе жесть,
И голуби, словно капли расплавленного свинца,
Упавшие в воду, вспыхивают, и не успевая осесть
Растворяются до конца!
Но, как крепко держатся вещи
На своих привычных местах,
Контуры сада, обуглившись, стали резче
И город в каких-нибудь двух верстах
Стоит, как вросший в землю сундук,
Разграбленный задолго до прихода
Хозяина. Тишина вокруг
Утвердилась, как новая власть, только слабый стук
Доносится из соседнего огорода.


Шпилька

Голых веток горотьба,
Крупный, как брусника, холод.
К шляпке белого гриба
Лист узорчатый приколот.

Так приколот небосвод
К золотой земле туманной
Опустившейся с высот
Шпилькой башенного крана!

***
Листвы просветы ли, ветвистый холодок,
Трава, сверкающая жестью жесткокрылой,
Земли горячий ком – все спит и дышит силой,
И греется в корнях густой дремучий сок.

Зеркальные пруды сверкающего зноя
На веслах ледяных могла бы переплыть
Сухая стрекоза, но для нее иное,
Опасное, милей: зависнет над волною,
Чтобы ленивых рыб собою подразнить.

А в воздухе стоит дорожный дух сосновый,
И вытяжных столбов сухой звенящий хор
Ветвится на глазах и корневой основой
Пытается войти во всякий разговор.

В областной научной библиотеке с 23 марта по 23 апреля работает персональная фотовыставка Бориса Пучкова «Владимирская Русь».

Тележурналист, фотограф, писатель, автор 17 детективов. Родился во Владимире, в семье российского поэта, писателя, историка литературы Владимира Пучкова. Окончил Владимирский педагогический университет им. Лебедева-Полянского, естественно-географическое отделение. По образованию — преподаватель географии и экологии с правом преподавания биологии. 2013-2014 — корреспондент телевизионной и радиовещательной компании «Владимир». С 2014-го корреспондент, а с 2016-го — ведущий телерадиокомпании «Губерния 33».

Фотографией Борис Пучков начал заниматься несколько лет назад. По долгу службы бывая в разных уголках области, никогда не расстается с камерой. Невозможно не отметить его особенный взгляд на родной город: Владимир настоящий, красивый без украшательств и фильтров, наиболее частый «герой» его фотографий. А еще – сказочный Суздаль, купеческий Гороховец, былинный Муром.

Первые зрители оценили по достоинству первые выставочные шаги Бориса 23 марта, в день торжественного открытия выставки. Многие друзья и коллеги выражали свою радость от факта, что те фотографии, что «висят» на странице журналиста в интернете, теперь можно оценить вживую, без преграды в виде монитора. Здесь можно увидеть цвет и свет природы, понять цель фотографа и, возможно, приблизиться к его пониманию любви и красоты.

Борис давно увлекается travel-фотографией, еще с того самого времени, когда такого понятия и не было. Мечтает о фото-турах по просторам Родины в любое время года, в любую погоду. Потому что изюминка фотографии, по его словам, состоит в элементе неожиданности. Частично он осуществил свою мечту, участвуя в создании фотоальбома «Заповедная природа Владимирской области», изданном Единой дирекцией особо охранямых природных территорий Владимирской области. Об опыте работы с корреспондентом-фотографом, о его безотказности, готовности к выполнению технически сложных заданий рассказала начальник Дирекции Ольга Канищева.

В подготовке фотографий к выставке деятельное финансовое участие принимало руководство филиала ПАО «Ростелеком» во Владимирской и Ивановской областях. Благодаря современному подходу к оформлению, на фотографиях сохранены атмосфера, свет и сам воздух. По словам многих зрителей, даже создается впечатление объемности изображения, его безграничности.

Уполномоченный по правам ребенка во Владимире Геннадий Прохорычев высказал мысль, что именно такой выставкой можно воспитывать в молодом поколении патриотизм. Его предложение в дальнейшем сделать выставку «выездной» по областным школам встретило у всех присутствующих одобрительные аплодисменты.

В своем выступлении Сергей Логинов, начальник пресс-службы УФСИН России по Владимирской области, поздравил Бориса Пучкова с получением памятного знака от службы и вручил Диплом лауреата регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшую журналистскую работу о деятельности уголовно-исполнительной системы.

И конечно же, на открытии присутствовали родители Бориса: мама Валентина Георгиевна и отец, владимирский поэт Владимир Павлович Пучков.

Часть души фотохудожника отдана путешествиям по глубинке: « Для того, чтобы показать ее вот так, чтобы за душу взяло, надо этим переболеть… Суметь посмотреть на все другими глазами, рассмотреть то, что не видят другие. Почувствовать. Ведь в перекошенных деревянных срубах, старых церквушках есть сердце и вены, как в песне… Колорит глубинки в людях, а еще в том, что их окружает. В храмах, в истории. Нужно быть созерцателем. Мастерство фотографа заключается не в крутизне камеры» .


Во Владимире его знают многие, но лишь единицы в курсе, что написал 17 книг, а его детективы печатались в одном из ведущих российских издательств. Борис Пучков – яркий фотохудожник, талантливый тележурналист.

Родился во Владимире, городе, который вот уже полвека - ключевая точка популярного турмаршрута "Золотое кольцо". Борис вырос в семье российского поэта, писателя, историка литературы – Владимира Пучкова. А мог бы стать учителем. Борис окончил вуз по специальности - преподаватель географии и экологии. В учителя не пошел, но вот страсть к путешествиям не утратил. Яркие моменты старается запечатлеть. Он обожает фотографию.

Кроме блокнота с ручкой, с собой всегда – камера. Его особенный взгляд на родной город невозможно не отметить. Владимир без фильтров. Настоящий и невероятно красивый. Взгляд по ту сторону камеры. О фотохудожнике, его любви к любимому краю и делу, которым занимается – в специальном интервью Клубу путешественников телеканала «Моя Планета».

Коротко о себе. Я - Борис Пучков. Родился во Владимире. Учился в школе, потом поступил в университет. Какое-то время сочинял книги. Это отдельная страница в моей жизни. За 8 лет работы их вышло 17-ть. Писал детективы. Папа в своё время окончил литературный институт им. Горького в Москве. Пишет стихи. Мама хоть и проработала всю жизнь в торговле, всегда интересовалась творчеством и во всех начинаниях поддерживала отца. Она - первый критик. Какое-то время я работал обычным продавцом. Правда, тогда это уже называлось "работать менеджером". Продавал металлочерепицу и оцинкованное железо. А дальше – крутой поворот. В мою жизнь пришла журналистика.

До сих пор помню, как в 36 лет пришел на владимирскую ГТРК, и сказал, что хочу работать журналистом. Примерно полгода постигал азы профессии, а потом был принят в штат.

- Борис, твоя мечта сегодня?

Моя мечта - научиться снимать. И путешествовать. Желание посетить, например, Урал. Меня всегда очаровывали Уральские горы. Помните хозяйку медной горы из бажовских сказок? Удивительные по энергетике места. Карелия - дикий, невероятно красивый край, Байкал - о нем говорить бессмысленно. Его надо видеть, причем, именно зимой, когда это Великое озеро сковал лёд. Итальянская Тоскана, там я бы поработал и весной, и осенью, норвежские Лофотены. В мире очень много невероятно красивых мест.

- Ты родился во Владимире. Думал ли когда-нибудь поменять место прописки?

Где родился, там и пригодился? Не знаю, честно говоря, никогда на эту тему не задумывался. Я люблю свой город, я здесь родился, это моя Родина.

Без пафоса говорю. Есть масса интересных городов и мест, где можно реализовывать интересные проекты. Например, в Питере, или где-нибудь в горах, в экспедиции.

- Когда увлекся фотографией всерьез?

Фотография в мою жизнь пришла, когда я ещё продавцом работал. Моей первой камерой была Sony. Я был счастлив. Но спустя какое-то время я узнал, что кроме «китового» объектива есть и другие, намного лучше.

С этого все начиналось. И продолжается до сих пор. Я долго не мог понять, что мне нравится в фотографии. Искал. В один прекрасный момент открыл для себя «Вселенную Фотографии». И понял, как мало знаю и умею, и многому хочу еще научиться.

- Любимые точки на карте 33 региона? И за ее пределами?

Большая часть фото посвящена родному Владимиру

Безумно люблю Суздаль

Для меня это - город-сказка. Конечно, Муром и Гороховец. Кстати, Гороховец, на мой взгляд, недооценен и часто остаётся в стороне от туристических маршрутов. Думаю, ситуация изменится. Город очень интересный, настоящая купеческая провинция. Санкт-Петербург... Это - любовь с первого взгляда.

В этот город невозможно не влюбиться. Ему можно простить всё, даже скверную погоду. И тогда он тебе отплатит тем же. А вот Москву люблю намного меньше. Слишком шумно, слишком суетно, рваный ритм жизни. Фотография - не моя профессия, это моя любовь.

- Любимое время суток, когда фотографировать любишь особенно?

Все зависит от освещения. Оно интересным бывает и на восходе, и на закате, и довольно часто при смене погоды.

Иногда невозможно предсказать, предугадать, и это похоже на "охоту". Вообще съемка - это охота, охота за красивым, неожиданным, неординарным, редким кадром.

У меня больше закатов, но не потому, что я закаты люблю. Больше по причине того, что они такие разные - огненные, малиновые, насыщенные краски.

- А travel-фотографией с каких пор увлекаешься?

Мне кажется, она была всегда. Человек поехал в отпуск, на юг, в горы, захватил фотоаппарат, во время восхождения, или отдыха, сделал серию снимков.

Гораздо позже появился сам термин. Но суть не изменилась. Правда, надо отметить, что последнее время (лет пять, может, чуть больше) появились всевозможные фото-туры. Люди, объединенные одной идеей, организованно отправляются в какое-то интересное место.

У них заранее продуманный до мелочей маршрут, часто есть проводники, машины... Вооружены они, как правило, хорошей техникой и оптикой. На выходе - профессиональные фото, достойные быть напечатанными в глянце. Но, на мой взгляд, изюминка тревел-фотографии состоит в элементе неожиданности.

Когда ты, уезжая куда-либо, как «охотник», отправляешься «на охоту». Не факт, что приедешь с трофеем.

- Фотографировать глубинку, или большой город?

Недавно мои знакомые фотографы вернулись с Байкала. Кажется, в марте это было. Примерно в тоже время другие знакомые прилетели с Лофотенов норвежских. И там, и там были просто роскошные кадры. Места очень интересные, а где-то и вовсе - уникальные. Колорит глубинки другой. Для того, чтобы показать ее вот так, чтобы за душу взяло, надо этим переболеть...

Суметь посмотреть на все другими глазами, рассмотреть то, что не видят другие. Почувствовать. Ведь в перекошенных деревянных срубах, старых церквушках есть сердце и вены, как в песне...

Колорит глубинки в людях, а еще в том, что их окружает. В храмах, в истории. Нужно быть созерцателем. Мастерство фотографа заключается не в крутизне камеры.

Ансель Адамс, Анри Картье Брессон снимали на старые плёночные фотоаппараты, а их работы - классика жанра. Дело в человеке. Если человеку есть, что показать, о чем рассказать, есть желание и возможности, он покажет.

Да, безусловно, профессиональная оптика, хорошие объективы - это замечательно! Особенно, когда понимаешь, для чего они тебе нужны. Но, кнопки "шыдевр" на фотоаппарате нет.

На плёнку никогда не снимал. Есть ли у меня такое желание? Есть. Но пока не время. Не дорос я, видимо, ещё до пленки. Люди действительно тянутся к плёночным фотоаппаратам, есть такая тенденция. А иначе, как объяснить, что плёночные зерно на фото многие нынешние фотографы специально имитируют на своих работах. Плёночные фото обладает своим шармом. Глубина изображения, объем, цвет. А ограничение в количестве кадров заставляют думать, выбирать тщательно и очень вдумчиво, прежде, чем нажать на спуск.

- Что скажешь о фотошопе?

Волшебное слово Фотошоп... Фотошоп, который спасёт мир. Перефразируя. Практически никогда не использую. Смысл? Если фото хорошее, оно не нуждается в постобработке.

А поправить какие-то пустяки: горизонт, подтянуть тени, можно в любом редакторе. Я знаю фотографов, которые основательно перерабатывают фото, причем, в нескольких редакторах.

- Фотография – это?

Хобби. Я не зарабатываю фотографией. Я, скорее, трачу.

Причем, в ущерб себе, в ущерб, скажем так, семейному бюджету. Фотография современная - это занятие достаточно дорогое.

Помните старый анекдот? Как разорить приятеля? Подарите ему на день рождения зеркальную камеру. Иногда необходимо менять фотоаппараты, объективы, штативы, фильтры и так далее.

- Много ли фотомастерских в городе?

У нас во Владимире есть фотоклуб. Насколько я знаю, раз в неделю там собираются и молодые ребята, и уже опытные фотографы. Это своеобразная площадка по обмену опытом. Насчет другого формата - не могу сказать, но знаю, что он есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Всему свое время. А таланты есть, уверен. Интернет все равно не способен заменить живого общения. Он всего лишь - инструмент, дополнение к... Многие вещи невозможно показать посредством Сети, для этого с человеком общаться нужно. Просто в наше стремительное время интернет очень часто выручает. Здесь, действительно, можно найти ответы на многие вопросы, пройти онлайн курсы и даже получить сертификат. Ну и, разумеется, показать свои работы. И даже обсудить их, или принять участие в конкурсе.

Беседовала: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"

в материале использованы фото Бориса Пучкова
https://vk.com/borispuchkov33



Понравилась статья? Поделитесь ей