Контакты

Что было в средние века. Эпоха средневековья кратко. Периодизация Средневековой истории

При подготовке к ЕГЭ по истории, особенно при изучении материала по всемирной истории, у учащихся возникает много вопросов о периодизации. А поскольку без периодизации изучать эту науку бесполезно, то остановимся на вопросе: средние века — это какие года вообще?

Периодизация Средневековой истории

История Средневековья начинается с 476 года. Этот год считается официальным концом . Уже с начала пятого же века новой эры стали образовываться так назывемые варварские королевства: вандалов, готов, гуннов и прочих племен, которые проживали на границе империи и только и ждали счастливой возможности расположиться на ее территории.

Концом же средневековой истории считается середина XVII столетия, когда в Англии началась первая буржуазная революция. Четкого года особо нет. Однако лично для себя я имею в виду дату 1649 год, когда казнили короля Карла Первого Стаюарта.

Разумеется, этот период, с 476 года по 1649 год — весьма продолжителен. Его именуют иногда Темными веками. Справедливости ради стоит отметить, что впервые этот период так назвал Франческо Петрарка (1304 — 1374 годы). Однако в современной исторической науке это название часто употребляют к более узкому периоду VI - VIII веков, когда варварские королевства разрушали до основания осколки Рима и пытались создать на ее руинах свою государственность. Часто, впрочем, безуспешно.

Важно понимать, что само Средневековье также делится на ряд периодов.

  • Первый период - V по XI века — называется Ранним (Верхнее) Средневековьем. Он характеризуется формированием государств на территории некогда огромной Западно-Римской империи. В этот период также происходит формирование феодализма на основе римского колонната.
  • Второй период — Классическое (Среднее) Средневековье - XII по XV века. В этот период в странах Западной Европы происходит раздробленность и вслед за ней процесс собирания королевского домена, а также формирование признаков абсолютистской власти.
  • Третий период — Позднее (Нижнее) Средневековье с XV века до середины XVII столетия. В этот период происходит Реформация и другие очень важные исторические процессы.

Все события Средневековья вы должны уметь четко соотносить с этими периодами. Чтобы узнать, какие именно события надо учить, крайне рекомендую скачать кодификатор тем КИМ

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие Средних веков (латинское medium aevum, буквально - средний век) появилось в 15-16 веках у итальянских историков-гуманистов, считавших предшествующий Возрождению период истории «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист 15 века Флавио Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, в исторической науке термин «Средние века» утвердился после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). Келлер разделил всемирную историю на античность, средневековье, новое время; считал, что средневековье длилось со времени разделения Римской империи на Восточную и Западную (395) и падения Константинополя (1453). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков - медиевистика.

Понятие Средних веков

В науке Средние века датируются концом 5 века - второй половиной 15 века Условной датой начала средних веков считается крушение Западной Римской империи в 476 году, а дату окончания Средних веков связывают с падением Константинополя в 1453 году, с открытием Америки Х. Колумбом в 1492 году, Реформацией 16 века. Сторонники теории «долгого средневековья», основываясь на данных об изменениях в жизни простого народа, связывают окончание Средних веков с Великой французской революцией. Марксистская историография, сохранила традиционное трехчленное деление истории на древнюю, средневековую, новую - так называемая «гуманистическая трихотомия». Она рассматривала Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма. В рамках теории смены общественно-экономических формаций марксисты связывали окончание Средних веков с временем Английской революции середины 17 века, после которой в Европе начал активно развиваться капитализм. Термин «Средние века», возникший применительно к истории стран Западной Европы, употребляется и по отношению к другим регионам мира, особенно к истории тех стран, у которых существовал феодальный строй. При этом временные рамки средневековья могут отличаться. Например, начало Средних веков в Китае принято датировать 3 веком н.э., на Ближнем и Среднем Востоке - с распространения ислама (6-7 века). В истории России выделяется период Древней Руси - до монголо-татарского нашествия. Следовательно, начало Средних веков на Руси относится к 13-14 векам. Окончание средневекового периода в России связано с петровскими реформами. Разногласия в хронологии и невозможность применения однозначного применения термина «средневековье» ко всем регионам мира подтверждает его условный характер. В этом плане разумным представляется рассмотрение средневековья одновременно, как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свои хронологические рамки.
В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к истории Западной Европы и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической, политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета , доминирование церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, епископы-феодалы), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - готики. Европейское средневековье условно делится на три периода: раннее средневековье (конец 5 - середина 11 веков), высокое, или классическое, средневековье (середина 11 - конец 14 веков), позднее средневековье (15-16 века).

Средние века (Средневековье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Началом Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны и некоторые другие периоды.

В истории Средневековья принято выделять три периода:

V-XI вв. - раннее Средневековье,

XII-XIII вв. - высокое Средневековье,

XIV-XV вв. - позднее Средневековье.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: германского, «варварского», и романского - культурных традиций Западной Римской империи. Именно на основе их взаимного влияния и сформировалась западноевропейская средневековая культура. Средневековая культура первоначально формируется на основе замкнутого мира феодального поместья, затем ее центрами становятся города. Именно в городах возникает смеховая, «карнавальная», по определению М.М. Бахтина, культура, во многом противоречившая официальной. Социальная культура средневековья характеризуется, прежде всего, корпоративностью и иерархичностью общества. В духовной культуре главенствующая роль принадлежит христианской религии и церкви, именно религиозное мировоззрение господствовало в этот период практически безраздельно. Характерными чертами средневековой духовной культуры являются традиционализм, каноничность, символизм и дидактизм. Для средневековой культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания. Средневековая наука находилась под сильным влиянием церкви. Она выступала как осмысление данных Библии, основной целью ставила познание Бога и понимание божественного замысла относительно мира и его предметов. Таким образом, наука не была нацелена на открытия - ведь истина уже была дана Богом в Библии. Главным методом познания в средние века являлось постижение смысла божественных символов.

В первые века нашей эры в литературе существовали нисходящая и восходящая линии. Первая обусловлена кризисом античной эпохи, основывавшейся на языческой мифологии и различных философиях. В переход от античности к средним векам наблюдается восходящая линия – это литература раннего христианства. Её источник – Новый Завет.

    Нисходящая литература (Которая вымрет). Кризис. Утилитарная литература (Предназначенная для развлечения). Например, Центон.

Тертуллиан оставил в своей работе записи о Центоне. Центон – собранные в новый текст цитаты из известных текстов.

Палиндром – поэтический квадрат.

SATOR (Сеятель)

APERO (Удерживает)

TENET (С трудом)

OPERA (Телегу)

Во все стороны читается одинаково

    Восходящая литература (Клерикальная)

Ранняя Клерикальная литература носит название Патристики.

Патристика – результат формирования христианских структур.

Христианство складывается из:

    Иудаизм (Талмуд= ветхий завет)

    Новый Завет

    Неоплатоники

    Филон Александрийский (I век) Тезис об эманации(Нисхождение, исход) божественной энергии на мир. Теория логоса (Вначале было слово).

Основные жанры клерикальной литературы на латинском языке - секвенции, видения, жития святых, рассказы о чудесах, совершенных по молитвам Пресвятой Богородицы и святых, - сформировались в V - VIII вв. на основе некоторых традиций поздней античности. Они оказали значительное влияние на развитие как церковной, так и светской литературы на много столетий вперед (красноречивейший пример - новелла А. Франса «Жонглер Богоматери»). Из житийной литературы выделяются жизнеописания проповедников христианства - например, св. Бонифация, просветителя Германии, или св. Колумбана, просветителя Галлии, а также подвижников благочестия, в том числе «Житие св. Алексия, человека Божия», популярное как в православном, так и в католическом мире. Из житий праведников, посвятивших себя делам милосердия, выделяется «Житие св. Германа» - галльского подвижника, тратившего все собранные деньги на выкуп невольников и пленных.

Необычайно распространенный жанр видений, ставивший вопрос о загробной жизни человека, обрел свое высшее воплощение в «Божественной комедии» Данте. Кальдерон в XVII в. написал превосходную драму, использовав средневековый сюжет о «Чистилище св. Патрикия».

Двоемирие, присущее средневековому миросозерцанию, отразилось и во многих памятниках клерикальной литературы, значительная часть которых сочетает повествования о чудесах с бытовыми описаниями. В более поздних сочинениях такого рода ощутимы даже художественные приемы, заимствованные из арсенала рыцарской литературы.


Период Средневековья (от лат. media - середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н.э., точнее, 476 г. н.э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" произошло от "барбарос", так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей материальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человечества, представляется наиболее разумным начать точку отсчета Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.

Условно все Средневековье можно поделить на три этапа:

первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX в.;

второй - расцвет Средневековой цивилизации с X по XV в.;

третий - позднее Средневековье - с конца XV до середины XVIII в.

Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в переводе с семитского). При греках и римлянах Европа рассматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской империи. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запада на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отождествлялось с географическим определением "Запад" и противопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономического, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись достижения в науке и технике. Кельтские и германские племена входили в состав Римской империи и имели возможность познакомиться и перенять некоторые достижения передовой для того времени античной цивилизации. Западноевропейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они активно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода новшествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению дальше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Византия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Европейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллективистских начал европейских племен. Третьей составляющей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвязанные процессы, определившие материальный базис европейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохозяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожарищ при набегах варварских племен, в беспрерывных войнах, при активной миграции больших масс населения. Забыты были многие трудовые навыки, утеряны квалификации ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низком уровне находилось развитие техники и знаний людей об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда. Превалировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными регионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних животных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс складывания современных государств, в рамках которых начали постепенно формироваться национальные хозяйственные комплексы. Появление уже в ХШ в. в Англии парламента, затем первых конституций в ряде стран в законодательном порядке закрепляло право частной собственности на основные средства производства. Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике использовались в технических усовершенствованиях, мореплавании; рос уровень жизни людей. Распространению знаний, накопленных человечеством, способствовало книгопечатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима плеяда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Леонардо да Винчи, поставила на службу людям производственный и культурный опыт античности. Они достигли новых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое общество в Новое время, проведя его через Великие географические открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступательного движения в развитии производительных сил по восходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно характерный для третьего периода Средневековья.



Понравилась статья? Поделитесь ей