Контакты

Межнациональные отношения. Политические основы межнациональных отношений Межнациональное общество

Что такое межнациональные отношения? Это определенные отношения, возникающие между этносами, которые охватывают все без исключения сферы общественной жизни.

В современном мире отношения между народами играют большую роль, так как процесс глобализации обуславливает постоянные контакты и культурный обмен между этносами. Происходит межэтнические интеграции. Примером такой интеграции может служить ЕС, где народы объединяются культурно, экономически и политически.

Помимо стратегии политической интеграции (ЕС), существуют и иные виды интеграционного процесса. Пример – США, концепция «плавильный котел». Под этим выражением подразумевается, что в Америке люди, принадлежащие к различным этносам, смешиваются, происходит объединение народов, составляющих США, в общий этнос «американцы». США – страна, основанная эмигрантами со всех земли.

Возможен еще один процесс, именуемый этнической миксацией (перемешиванием). Он происходит тогда, когда в смешении нескольких этносов образуется один новый. Например, затундренные крестьяне в Якутии – это народ, вобравший в себя как русские, так и якутские национальные особенности. Затундренные крестьяне сохранили православную веру, но заключали браки с коренными народами Сибири. Происходил обоюдный обмен бытом, что привело к образованию нового этноса.

Существует явление ассимиляции, когда культура одного народа «поглощается» другим. Один из народов лишается собственного языка, национального самосознания, обычаев, традиций, культуры. Этот процесс может происходить как и мирным путем (ассимиляция русскими переселенцами финно-угорских народов северо-восточной Руси: чудь, меря, весь), так и насильственным (арабские завоеватели ассимилировали христианское население, долго проживавшее на ближнем Востоке).

Учеными выделяется процесс аккультурации, при котором две отличные друг от друга культуры уподобляются друг другу, смешиваются. Нации могут как и интегрироваться, так и дифференцироваться.

По национальному признаку государства принято разделять на многонациональные и мононациональные. РФ является ярким примером многонационального государства, ведь в России живет практически 200 различных народов. Мононациональным государством можно назвать, например, Португалию, где этнос португальцев составляет подавляющее большинство. Национальные проблемы могут возникнуть практически в любой стране, поэтому власть должна знать об основных видах национальной политики:

  1. Политика мультикультурализма. Ее цель – сохранить в государстве индивидуальные различия в культуре между народами и обеспечить мирное сосуществование с сохранением самобытности этносов. Американский «плавильный котел» является прямой противоположностью этого способа, ведь в нем происходит не сохранение уникальности народов в государстве, а единение наций в один большой этнос.
  2. Национализм. Эта политика превозносит нацию, народ в качестве высшей ценности. Всплески национализма не раз приводили к негативным последствиям, популисты, демагоги многократно апеллировали к чувству национального величия, гордости, чтобы склонить народ на жестокие меры к другим народам. Национализм не пользуется популярностью, когда в государстве дружественные отношения между нациями, он активизируется, если настали трудные времена. У популистов получается взывать к примитивному чувству национальной гордости, когда ситуация в стране нестабильна и зреют межэтнические конфликты.
  3. Шовинизм. Данная политика названа «в честь» Шовена. Он был солдатом наполеоновской армии и яростно одобрял завоевания французского императора. Под термином «шовинизм» подразумевается избыточная, чрезмерная националистическая политика.
  4. Дискриминация. Подобная политика лишает людей какой-либо национальности определенных прав, ставит их в униженное положение по отношение к «привилегированному» народу. Евреи в Российской империи подвергались серьезной дискриминации. Существовала «черта оседлости» — ограниченная территория, на которой евреи имели право проживать.
  5. Апартеид. К определенному этносу применяются крайне суровые дискриминационные меры. Апартеид получил особое распространение в ЮАР, где потомки буров-колонистов не воспринимали коренное население Африки как равных себе людей. Африканцам выделяли определенные территории, за пределами которых им запрещено было жить. Места их проживания назывались «бантустаны».
  6. Сегрегация. Если проводится такая политика, то определенный этнос лишается части своих прав по причине национальной принадлежности.
  7. Геноцид. Поголовное истребление неугодного народа. Уничтожение мирного населения по этническому, религиозному, иному признаку. Создание концентрационных лагерей и других мер, направленных на полное, тотальное уничтожение народа. Геноцидом занимались турки в годы Первой Мировой войны. Турки убивали армян, понтийских греков и ассирийцев. Стоит отметить, что Турция до сих пор отказывается признавать факт геноцида.
  8. Холокост. Политика нацисткой Германии, направленная на полное уничтожение еврейского народа и всего, что с ним связано. Более половины евреев, проживающих на земле, погибло в ходе нацистского холокоста.
  9. Сепаратизм. Сепаратистами называют людей, стремящихся к обособлению собственного народа от государства. Сепаратистами современной жизни можно назвать испанских басков, которые уже много лет добиваются независимости.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты. Пути их разрешения

Межнациональный конфликт есть столкновение интересов народов. Он может возникать по различным причинам, которые изложены ниже:

  • Религиозные причины. Крестовые походы, Реконкиста, арабские завоевания.
  • Экономические причины. Спор за какой-либо ресурс, собственность, выгодную территорию. Франция и Германия долгие годы вступали в борьбу за Эльзас и Лотарингию, где находятся ценные залежи угля.
  • Культурные. Народы, проживающие в одном государстве и имеющие разный быт и традиции, могут вступить в конфликт на культурной почве.
  • «Столкновение цивилизаций». Когда два крупных народа, отстаивающих две разные модели ценностей сталкиваются, происходит столкновение цивилизаций. Войны торгового Карфагена и аграрного Рима – яркий пример такого конфликта.
  • Исторические причины. Армения и Азербайджан на протяжении многих лет конфликтуют за Нагорный Карабах.

Виды межэтнических конфликтов:

  • Конфликт стереотипа. У народа создается негативное восприятие в отношении соседа, обусловленное историческим прошлым. Это приводит к конфликту, например, между палестинцами и евреями.
  • Идейный конфликт. Нация выдвигает территориальные притязания на земли, которые она считает исторически своими. Такие притязания были у Византии на территорию бывшей Римской империи.

Межнациональные конфликты должны решаться, чтобы народы нормально взаимодействовали. Есть следующие стратегии для разрешения конфликтных ситуаций:

  • Установить, какие требования имеют враждующие стороны, и постараться найти компромиссное решение.
  • Использовать санкции. Экономические ограничения и военная интервенция. Последний метод очень спорен. С одной стороны, можно уничтожить радикалов, а с другой стороны, это может повлечь к дальнейшей эскалации конфликта.
  • Достичь временного перерыва. Стороны успокоятся и будут готовы к сотрудничеству.
  • Принимать профилактические меры для предупреждения конфликта.

Нации и межнациональные отношения – важная тема в современном обществе.

Слайд 2

Род, племя, народность…

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя. Род-группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии. Племя- объединение нескольких родов. Народность -исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации. Нации появляются в период развития капиталистических отношений. Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Слайд 3

Признаки нации

Признаки нации: единство территории единство языка общность исторической судьбы общая культура общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства устойчивая государственность единство экономических связей развитая соц. структура Национальность- принадлежность к определенной нации

Слайд 4

Этнос

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности. Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны. Этнос-совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Слайд 5

Конфликты

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество - этническое смешивание (межнац. браки) - этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки) этнический конфликт

Слайд 6

Межнациональная интеграция

интеграция- стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция)

Слайд 7

«Плавильный котёл» (meltingpot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. ИзраэлЗангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».

Слайд 8

Т.О., межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.(экономич. союзы – ВТО, военные союзы – НАТО, транснациональные корпорации, межкультурное взаимодействие и т.д.)

Слайд 9

глобализация

Глобализация – (от лат. Глобус – шар) – процесс сближения народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую и экономическую систему.

Слайд 10

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.

Слайд 11

Аккультурация

Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

Слайд 12

Национальная дифференциация

Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизм.....)

Слайд 13

Национализм

Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.

Слайд 14

Шовинизм

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. . Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Слайд 15

Сегрегация

Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаансapartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.

Слайд 16

Геноцид

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.

Слайд 17

Холокост

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Слайд 18

Сепаратизм

Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Слайд 19

конфликт

Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между этническими группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до политической, экономической и социальной конкуренции.

Слайд 20

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.

Слайд 21

4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Слайд 22

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой. (неудовлетворенность правовым положением этнической общности, конфликт с властью – Южная Осетия и Абхазия); 2. Этнотерриториальный (за определение границ – Палестино-Израильский конфликт. Сектор Газы) 3. Этнодемографический (защита прав «коренной национальности» , Франция и мусульмане) 4. Социально-психологический (насильственное изменение образа жизни, нарушение прав человека – русские в Прибалтике)

Слайд 23

Способы разрешения:

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например); 2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;

Слайд 24

3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Посмотреть все слайды

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями‑государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

– Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн .

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально‑структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

Социально‑экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно‑языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства‑подчинения и т. д.).

Конфессиональные – из‑за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально‑психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально‑психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно‑государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально‑государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально‑этнические цели и идеалы становятся ведущими социально‑психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально‑психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально‑психологические закономерности:

уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

искаженное восприятие информации друг о друге;

выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта .

Само по себе подписание каких‑либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально‑политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально‑культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Образец задания

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно‑национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения - материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов

4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.

Понятие национальных отношений

Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.

Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.

Понятие этнических общностей

Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.

Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.

Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.

Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.

Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.

Культура межнациональных отношений

Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.

Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.

Национальная политика

Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.

Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.



Понравилась статья? Поделитесь ей