Контакты

В чем суть понятия благо. «Совершенное благо для человека. Общественные и частные

Благо

добро (греч. άγαθον , лат. bonum , фр. bien , нем. Gut , англ. good ) - понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза - государства.

I ) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Платон , Аристотель и многие различные школы, их учения развивавшие) разъяснили: во-первых, что самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма различны; во - вторых, что, тем не менее, каждое благо есть цель, для достижения которой является человеческое стремление, деятельность, предприятия человека; в-третьих, что, несмотря на субъективное понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три категории:

1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку чувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага - понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся от сознания выполнения обязанности, - нравственное благо, добродетель; 4) наивысшее благо - εύδαιμονία , благополучие (см. это сл.), заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность политическая, возможная только в государстве, почему древними мыслителями государство и рассматривалось как средство для достижения благополучия.

Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений. Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к ближнему в корне изменяет представление о благе: благом уже представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам, но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным началом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другого составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о братстве и братской любви только постепенно делается достоянием человечества. Долгий период варварства и толкователей-исказителей отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более растет эта сколько простая, столько и величественная истина об альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм и может вести вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.

Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений жаждавшие мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим образом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий (см. это сл.), разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и продолжавших его школу. Но наступила и критика воззрений на государство как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика воззрений на благо. Нечто новое сравнительно с философами, подражателями древних, говорит знаменитый Бакон (см. это сл.):

Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ действий человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которым человек может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого-нибудь большого (общественного) целого; первое составляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную широту воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Локк (см. это сл.), очистивший парадоксальное учение Гоббеза (см. это сл.) об эгоизме и сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и разбивает совершенно Гоббеза, полагавшего, что в естественном состоянии у человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии, и в государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою, ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемы многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт , из идей которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно же сильно повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма как любви человека к ближним вследствие любви его к Богу этика Спинозы (см. это сл.). Французские мыслители конца XVIII ст., подготовившие почву для теории утилитаризма, которую так блистательно развил Бентам (см. это сл.), ставивший целью государства возможно большее счастье для возможно большего числа людей, и критическая философия Канта , разъяснившая юридические задачи государства - привели мыслителей XIX стол. к воззрениям хотя и разнящимся в подробностях относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в христианской любви к ближнему.

II . В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических законов , изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественною жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологиею , или обществоведением (см. это сл.).

III . Количество всякого рода благ и способы распределения их между членами общества, составляющего политический союз - государство , предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому задачею государства и предметом особой его политической или полицейской деятельности (см. это сл.) должно быть создание таких общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельность опирается на умение согласовать нормы положительного закона с требованием естественного закона развития и законов экономического и социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения разными государствами такой политической цели изучает наука "

Какие блага необходимы человеку?

Как перейдешь границу, так приятное становится отвратительным. Демокрит, древнегреческий ученый

Прочитав, ты узнаешь:

  • ? Чем удовлетворяются потребности человека.
  • ? Какова роль природы в удовлетворении твоих нужд.
  • ? Каким образом общественное производство предоставляет тебе все необходимое.
  • ? В чем заключаются отличия во благах, которые удовлетворяют твои нужды в пище и образовании.
  • ? можно ли одну и ту же потребность удовлетворить по-разному.
  • ? Существует ли определенная связь между вещами, которые удовлетворяют твои нужды.

Из прошлой темы ты уже знаешь, что для своей жизни человек должен удовлетворять разнообразнейшие нужды. Что ей для этого необходимое?

Что такое блага и какие из них удовлетворяют наши нужды. Ощутив жажду, ты пьешь чай, кофе, воду. Замерзши, ты одеваешь теплую одежду. Экономисты говорят: "Все, что удовлетворяет наши нужды, - это блага". Часть необходимых для жизни человека благ он берет от природы. Этот воздух и солнечные лучи, источники воды и водоема, лесные ягоды и орехи, грибы и рыба, цветы и врачебные растения. Все это - бесплатные блага.

Бесплатные блага люди не создают, а находят в природе в готовом для использования виде. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага не являются продуктом человеческой работы, а получены от природы. В определенных неблагоприятных условиях в обществе возрастает количество так называемых бесплатных благ, они становятся платными для пользователя (питьевая вода, врачебные растения, земля, чистый воздух и т.п.).

Тем не менее, человеку надо значительно больше благ, чем природа способна дать. Поэтому люди научились добывать и создавать необходимые им блага. Так вот, те блага, которые человек специально создает, вырабатывают с целью удовлетворения своих нужд, называют экономическими. Взглянув на вещи, которыми ты пользуешься в жизни, ты согласишься, что все они произведены на разных заводах и фабриках ради удовлетворения твоих нужд. Это - экономические блага, необходимые тебе в жизни. Примерами экономических благ могут служить , автомобиль, телевизор, лыжи, авторучка, велосипед.

Экономические блага отличаются от бесплатных тем, что является результатом сознательной человеческой работы, ориентированной на производство определенных благ для удовлетворения определенных нужд. Поэтому экономические блага всегда количественно ограничены. Создание экономических благ осуществляется осознанно, т.е. соответственно предыдущему замыслу или плану. Процесс создания человеком благ отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают ячейки из воска, или бобров, которые строят запруды, тем, что действия человека направлены на реализацию заранее поставленной цели.

И в конце концов, для создания экономических благ, человек должен использовать другие блага. Ведь твой свитер связан из шерсти, а ботинки изготовлены из кожи.

Ныне человечество вырабатывает десятки миллионов экономических благ, и все они, так же, как и бесплатные блага, назначаются для удовлетворения нужд человека.

Экономические блага, которыми пользуются люди, весьма разнообразны. Одними из них можно пользоваться много лет (мебель, холодильник, автомобиль). Такие экономические блага называют долгодействующими, т.е. вещами продолжительного пользования.

Другие экономические блага человек применяет лишь один раз. Это непродолжительные экономические блага (например, хлеб, сахар, ветчина, мороженое). Известный персонаж мультфильма Винни-Пух утверждал, что мед - это такая вещь, которая вот она есть, и сразу же ее нет.

Таким образом, критерием деления экономических благ на долгодействующие и непродолжительные, есть срок их использования человеком. Взаимозаменяемыми являются также ряд услуг. Например, транспортировка грузов и пассажиров можно осуществлять с помощью локомотивов, поездов или автомобилей. Кроме того, существуют товары, способные удовлетворять потребности человека лишь в комплексе. Это автомобиль и бензин, лыжи и лыжные ботинки, фотоаппарат и фотопленка. Такие товары называют взаимодополняемыми ими (или комплементарными).

Итак, чтобы жить, человек должен удовлетворять свои нужды разнообразными благами. Часть необходимых благ человек берет от природы, а большую их часть он вырабатывает сознательно. А что нужно человеку для создания этих благ? Об этом ты узнаешь из следующей темы.

Давай повторим

  • Блага - это все то, что удовлетворяет наши нужды. Различают блага:
  • Бесплатные блага - это блага, которые люди не создают сами, а берут от природы.
  • Экономические блага - это блага, которые человек специально создает, вырабатывает для удовлетворения своих нужд.

Экономические блага в зависимости от срока использования делятся на долгодействующие и непродолжительные.

  • Долгодействующие экономические блага - это блага, на которых человек вырос и чем пользуется продолжительное время.
  • Непродолжительные экономические блага - это блага, которые человек вырабатывает и использует сразу.

Экономические блага разделяют на товары и услуги.

  • Товары - это экономические блага, которые принимают овеществленную форму
  • Услуги - это экономические блага, которые предоставляются в форме полезных действий или обслуживания.

Товары и услуги могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

  • Взаимозаменяемыми (субституты) товары - это товары и услуги, способные удовлетворять одну и ту же потребность человека.
  • Взаимодополняемыми (комплементарные) товары - это товары и услуги, способные удовлетворить определенную потребность человека в комплексе.

Проверь себя

1. В каком перечне приведены лишь бесплатные блага:

  • а) кока-кола, платье, лыжи;
  • б) пиво, магнитофон, посуда;
  • в) хворост, минералы, солнце;
  • г) бумага, резина, автомобиль.
  • В каком перечне точно приведены экономические блага:
  • а) услуги врача, дрова, воздух;
  • б) компьютер, орехи, макароны;
  • в) папиросы, тепло, книжки;
  • г) масло, станок, кока-кола.
  • Что отличает услуги от товара:
  • а) редкость;
  • б) способность удовлетворять потребности человека;
  • в) неощутимость;
  • г) польза.

Дай ответ на вопрос

1. Какая существует связь между нуждами и благами?

2. Как можно определить понятие "блага"?

3. Какие блага всегда количественно ограничены?

4. Что общего между товаром и услугой?

5. В чем отличие между товаром и услугой?

6. Какие товары можно назвать комплементарными?

1. Способны ли бесплатные блага превратиться в экономические?

2. Одна и та же потребность человека может удовлетворяться разнообразными экономическими благами. А способно ли любое экономическое благо удовлетворять разнообразные нужды людей? Если так, приведи примеры. Если ни - аргументируй свой ответ.

3. С каким свойством нужд связано то, что товары могут быть взаимозаменяемыми?

Вопрос для обсуждения

1. Существуют ли определенные границы в использовании человеком экономических благ?

2. Человек не может сразу одеть несколько пар обуви или костюмов. Почему же тогда все страны стремятся увеличивать производство товаров и гордятся тем, что в расчете на одного жителя своей страны вырабатывается больше благ чем у других?

Советы деловому человеку

  • Возобновляйте ассортименты продукции, которая производится. Помните, что следует не только вырабатывать нужный товар, а и создавать новый, способный удовлетворить одну и ту же потребность, но на высшем уровне.
  • Изучайте товары конкурентов, ведь они удовлетворяют одну и ту же потребность человека, что и ваши.
  • Изучайте товары-субституты, которые, попав на рынок, способны "забрать" вашего потребителя.

    БЛА́ГО 1 , -а, ср.

    1. Благополучие, счастье, добро. На благо Родины. □ - Тот только заслуживает название человека, --- кто свою личность приносит в жертву общему благу. Тургенев, Рудин. - Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Л. Толстой, Анна Каренина.

    2. мн. ч. (бла́га , благ ) чего или какие. То, что служит к удовлетворению каких-л. человеческих потребностей, дает материальный достаток, доставляет удовольствия. Производство материальных благ. [Перцов:] Вот и сегодня я поехал в Марьину рощу наслаждаться благами природы. А. Островский, Тяжелые дни. За день так уходишься, что еле-еле дотащишься до бивака. Палатка, костер и теплое одеяло кажутся тогда лучшими благами, какие только даны людям на земле. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

    3. обычно кому, в знач. сказ. (обычно в сочетании с подчиненным предложением ). Очень хорошо, счастье. Благо Ивану Фомичу, что он устраивается в деревне лишь временно. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни. Благо тем, кто смятенную душу Здесь омоет до самого дна. Заболоцкий, Стирка белья.

    Всех благ - пожелание при прощании.

    Ни за какие блага - ни за что, ни в коем случае.
  • БЛА́ГО 2 , союз. Разг. Тем более, что; благодаря тому, что. Собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять. И. Гончаров, Обломов. Мы постарались собрать побольше дров, благо в них здесь не было недостатка. Арсеньев, Дерсу Узала. Прямо с аэродрома я поехал на Садовую, --- к Кораблеву, - благо весь мой багаж составлял маленький чемоданчик. Каверин, Два капитана.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Всякое средство, удовлетворяющее человеческую потребность, есть благо . Для выполнения этой функции блага должны обладать полезностью. Полезность - это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Незнание полезных свойств вещей исключает их из состава благ. Например, каменный уголь до XVIII века практически не исполь­зовался в экономике и, следовательно, не был благом.

Полезность благ может проявляться как в материальной, так и нематериальной форме. Так, картошка на нашем обеденном столе - вещь сугубо материальная, в то же время книги, газеты, телеви­зор приносят нам блага нематериального характера.

Блага, используемые человеком, делятся на экономические и неэкономические. К экономическим относятся блага, возможнос­ти получения которых по отношению к человеческим запросам ог­раничены. Иными словами, экономические блага редки.

Неэкономические блага наличествуют в окружающем нас мире в неограниченном количестве. Поэтому потребности в них удовлет­воряются полностью. К ним относятся свободно воспроизводимые природные блага: воздух, свет, вода.

Неэкономические блага переходят в разряд экономических, если происходит или увеличение потребности в них, или сокра­щаются источники их поступления. Например, вода, бегущая из источника в лесу, является неэкономическим благом. Вода же, поступающая к нам в квартиру по водопроводу, - это экономичес­кое благо, так как ее количество по отношению к нашим потреб­ностям ограничено.

Применительно к экономическим благам принципиальное значение имеет проблема определения их ценности. В свое время А. Смит сформулировал известный парадокс об алмазе и воде. « Нет ничего полезнее воды, - отмечал Смит, - но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество товаров». Разрешение парадокса было дано в рамках австрийской экономической школы. По их мнению, ценность благ напрямую зависти от их редкости по отношению к человеческим потребностям.

Экономические блага подразделяются на материальные и нема­териальные. В свою очередь материальные блага делятся на предметы потребления (прямые блага), средства производства (косвенные или производственные блага) и услуги.

Прямые блага поступают конечному потребителю (населению) непосредственно в виде продуктов питания, одежды, обуви и т.д. Различают потребительские блага краткосрочного пользования, срок службы которых менее года (например, пища, лекарства, сюда же относят одежду) и блага длительного пользования (ме­бель, автомобили, телевизоры и т.д.).

Косвенные блага опосредуют процесс получения предметов по­требления. Они необходимы не ради самих себя, а ради потреби­тельских благ, которые производятся с их помощью. По способу участия в процессе производства они подразделяются на двегруппы:

1. Средства труда, используемые в производ­ственном процессе многократно и не становящиеся частью гото­вой продукции. Сюда относятся здания, машины, оборудование.

2. Сырье и материалы, полностью использу­емые в одном производственном акте и становящиеся частью го­тового продукта (железная руда при производстве чугуна и ста­ли, материалы при изготовлении одежды и т.д.).

Между производством и потреблением существует сфера мате­риальных услуг. Она обеспечивает, например, транспортировку производимых благ от производителей к потребителям, хранение, упаковку, продажу продукции и т.д.

Нематериальные блага связаны с удовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним нематериальным благам относится вся со­вокупность физических, нравственных, культурных, деловых и профессиональных данных человека. Иными словами, внутренние нематериальные блага - это, в первую очередь, тот духовный багаж, которым располагает каждый человек.

К внешним нематериальным благам относятся блага, которые оказывают данному человеку другие люди в нематериальной фор­ме (услуги адвоката, преподавателя, священника и т.п.).

Кроме того, экономические блага могут классифицироваться по формам потребления на индивидуальные и клубные (общественные).

Человеческое благо индивидуально и в то же время социально, и теперь мы должны обрисовать тот способ, каким эти два аспекта сочетаются друг с другом. Мы сделаем это, выбрав восемнадцать терминов и постепенно связав их между собой.

Социальные цели Конечные цели

сотрудничество Частное благо

институция, роль, благоустроение задача

Личные Внутренная

отношения ценность

Наши восемнадцать терминов имеют в виду: 1) индивидов, их возможности и действия; 2) взаимодействующие группы; 3) цели. Тройное членение целей позволяет осуществить тройное членение в других категориях, что приводит к следующей схеме.

действие Развитие, умение

Индивидуальные цели Потенциальность Актуальность

Способность, потребность

Пластичность, способность к совершенствованию свобода

Ориентация, пересмотр

Во-первых, мы связываем воедино четыре термина из первой строки: способность, действие, частное благо и потребность. Итак, индивиды обладают способностью к действию. Действуя, они доставляют себе моменты частного блага. Под моментом частного блага здесь понимается любое сущее, будь то объект или поступок, которое отвечает потребности конкретного индивида в данном месте и в данное время. Потребности надлежит понимать в самом широком смысле, не ограничивая их жизненно необходимыми потребностями, а, наоборот, расширяя их и включая в них всякого рода желания.

Во-вторых, связываются между собой четыре термина из третьей колонки: сотрудничество, институция, роль и задача. В самом деле, индивиды живут группами. Их оперирование в значительной мере есть кооперирование. Отсюда следует некий установленный паттерн, фиксируемый ролью, которую надлежит исполнять, или задачей, которую надлежит решать в определенных институциональных рамках. Этими рамками служат семья и нравы, общество и образование, государство и право, экономика и технология, Церковь или секта. Они образуют общепризнанный и всеми принятый базис и способ сотрудничества. Как правило, они изменяются очень медленно, поскольку изменение, в отличие от крушения, подразумевает новое общее понимание и новое общее согласие.

В-третьих, следует связать между собой оставшиеся термины из второй строки: пластичность, способность к совершенствованию, развитие, умение и благоустроение. Итак, способности индивидов к действию, будучи пластичными и восприимчивыми к совершенствованию, допускают развитие умений, а именно, тех самых умений, которые необходимы для выполнения институциональных ролей и задач. Но, помимо институционального базиса сотрудничества, имеется также конкретный способ выражения сотрудничества. Одна и та же экономическая структура совместима с процветанием и спадом. Одни и те же конституциональные и правовые установления допускают широкий спектр различий в политической жизни и в отправлении правосудия. Сходные брачные и семейные правила в одних случаях приносят в дом счастье, а в других - беду.

Этот конкретный способ, каким выражает себя сотрудничество, и есть то, что подразумевается под благоустроением. Это благо отличается от моментов частного блага, но не отделено от них. При всем том оно имеет их в виду не порознь, в их соотнесенности с индивидами, которых они удовлетворяют, а в совокупности и повторяемости. Мой сегодняшний обед служит для меня моментом частного блага; но ежедневный обед для всех получающих его членов группы составляет часть благоустроения. Точно так же мое образование является для меня частным благом; но для всякого, кто хочет его получить, образование составляет часть благоустроения.

Однако благоустроение не сводится к устойчивой последовательности типов частного блага, взятого в его повторяющихся моментах.

Помимо этой повторяющейся множественности, имеется еще порядок, придающий ей устойчивость. В основном он подразумевает: 1) упорядочение операций, благодаря чему они представляют собой моменты кооперации и обеспечивают повторяющийся характер всех действительно желанных моментов частного блага; 2) взаимозависимость действенных желаний или решений, вкупе с их надлежащим осуществлением силами сотрудничающих индивидов16.

Следует подчеркнуть, что благоустроение - не проект утопии, не умозрительный идеал, не набор этических заповедей, не правовой код

16 Общую схему таких отношений см. в работе: Insight, «Оп emergent probabi-lity», pp. 115-128.

" и не сверх-институция. Благоустроение вполне конкретно: это актуально функционирующий или не функционирующий набор отношений типа «если... то...», - отношений, которые руководят операторами и координируют операции. Он служит основанием повторяемости I или не-повторяемости, в силу чего любые моменты частного блага і воспроизводятся или не воспроизводятся. Благоустроение опирается |на институции, но есть продукт гораздо большего: всех умений и на-I выков, всех усилий и изобретательности, всего трудолюбия и взаимопонимания народа в целом, который приспосабливается к любому изменению обстоятельств, подхватывает любое новое начинание, борется с любыми тенденциями, ведущими к хаосу17.

Остается третий ряд терминов: свобода, ориентация, пересмотр, личные отношения и внутренние ценности. Свобода означает, разумеется, не отсутствие определения, а самоопределение. Любое индивидуальное или групповое действие есть не более чем ограниченное благо, и, будучи ограниченным, оно открыто критике. Оно имеет свои альтернативы, свои пределы, свои риски, свои помехи. Соответственно, процесс обдумывания и оценки сам по себе не является решающим. Мы переживаем свою свободу как активную веру в себя со стороны субъекта, который завершает процесс обдумывания выбором одного из возможных способов действия и переходом к его практическому осуществлению. Именно в той мере, в какой эта вера в себя регулярно выбирает не просто кажущееся, но истинное благо, «я» достигает морального самотрансцендирования: оно живет подлинной жизнью, конституирует себя как порождающую ценность и созидает конечные ценности: благоустроение, которое есть истинное благо, и моменты частного блага, которые тоже суть истинные блага. С другой стороны, в той мере, в какой решения человека в основном обусловлены собственными мотивами, неудача в самотрансценди-ровании, в подлинно человеческом существовании, в порождении ценности в себе и в своем обществе объясняется не ценностями, о которых идет речь, а неверной оценкой соответствующих удовольствий и страданий.

Свобода осуществляется в рамках матрицы личных отношений.

17 Более полно об этом см. в книге /и«^й/: о благоустроєний - р. 596, о здравом смысле - рр. 173-181; 207-216; о вере - рр. 703-718, о кренах - рр. 218-242.

В сообществе, основанном на сотрудничестве, личности связаны друг с другом своими потребностями и общим благоустроением, сообразным их потребностям. Они связаны друг с другом свободно взятыми на себя взаимными обязательствами и ожиданиями, которые ими обусловлены; они связаны друг с другом принятыми на себя ролями и задачами, которые надлежит осуществить. В норме эти отношения одушевляются чувствами. Существуют единодушные или противоположные чувства относительно некоторых качественных ценностей или шкал предпочтений. Существуют взаимные чувства, когда один отвечает другому как некоей оптической ценности или источнику удовлетворения. За чувствами стоит сама субстанция сообщества. Людей объединяет общий опыт, общность или взаимодополнительность прозрений, сходство суждений о фактах и ценностях, близость жизненных ориентиров. Люди разъединены, чужды и враждебны друг другу, когда они теряют контакт между собой, когда не понимают друг друга, когда судят об одном и том же по-разному, когда выбирают противоположные социальные цели. Таким образом, личные отношения варьируются от интимной близости до игнорирования, от любви до эксплуатации, от уважения до пренебрежения, от дружественности до враждебности. Они либо связывают сообщество воедино, либо разделяют его на части, тянут его в разные стороны18.

Внутренние ценности - это выбранные ценности: истинные моменты частного блага, истинное благоустроение, истинная шкала предпочтений применительно к ценностям и способам удовлетворения. С внутренними ценностями коррелируют порождающие ценности, которые и осуществляют выбор: это - подлинные личности, достигающие самотрансцендирования через акты правильного выбора. Поскольку человек способен познавать и выбирать подлинность и

18 О межличностных отношениях как о длящихся процессах см. Гегель, Феноменология духа, о диалектике хозяина и раба, и Gaston Fessard, De l"actualite historique, Paris: Desclee de Brouwer, 1960, vol. I, где речь идет о параллельной диалектике еврея и грека. Значительно более конкретно рассматривается вопрос в работе: Rosemary Haughton, The Transformation of Man: A Study of Conversion and Community, London: G. Chapman, and Springfield, III: Templegate, 1967. Описание межличностных отношений, их техника и некоторые теоретические соображения см. в работе: Carl Rogers, On Becoming a Person, Boston: Houghton Mifflin, 1961.

самотрансцендирование, постольку порождающие и внутренние ценности могут совпадать. Когда каждый член сообщества стремится к подлинности в себе и по мере возможности содействует этому в Других людях, тогда порождающие ценности - те, что совершают выбор, - и конечные ценности, которые служат предметом выбора, соответствут друг другу и переплетаются друг с другом.

Теперь мы должны были бы сказать об ориентации сообщества в целом. Но в данный момент нас заботит ориентация индивида внутри ориентированного сообщества. Эта ориентация коренится в трансцендентальных идеях, которые требуют от нас способности и наделяют нас способностью продвигаться в постижении, судить по истине, соответствовать ценностям. Но эта возможность и это требование становятся действенными только через развитие. Человек должен приобрести умения и знания от кого-то другого, компетентного в определенном роде занятий. Человек должен возрастать в восприимчивости к ценностям и в соответствии им, если он хочет обладать подлинно человеческой природой. Но развитие не есть неизбежная необходимость, и поэтому его результаты могут быть разными. Бывают и неудачники, и посредственности. А бывают и те, кто неустанно развивается и возрастает на протяжении всей жизни. Их достижения варьируются сообразно их изначальному багажу, их жизненным возможностям, их удачливости в избегании ловушек и провалов, отсутствию препятствий в их продвижении вперед19.

Если ориентация представляет собой, так сказать, направление развития, то пересмотр - это перемена направления, причем перемена к лучшему. Человек освобождается от неподлинного. Он возрастает в подлинности. Вредоносные, рискованные, обманчивые удовлетворения отбрасываются. Опасения дискомфорта, страдания, лишенности уже не столь легко сбивают его с пути. Ценности усматриваются там, где их раньше не замечали. Шкала предпочтений смещается. Заблуждения, рационализации, идеологии рушатся и разбиваются, человек открывается навстречу вещам, каковы они есть, и человеку, каким он должен быть.



Понравилась статья? Поделитесь ей